Минуты творчества детей – изготовление аксессуаров
06.11.2019, 17:22

Методическая разработка учебного занятия с элементами мастер-класса

по декоративно-прикладному творчеству

объединения театр моды «Экстрим»

Тема: «Минуты творчества детей – изготовление аксессуаров»

Составитель:

педагог дополнительного образования

декоративно-прикладного отдела

Гордиенко Дина Юрьевна

Пояснительная записка

Для развития способностей одаренных детей необходимо создавать такие условия, которые позволили бы им максимально раскрыться. Занятия с элементами «мастер-класса» это одна из форм работы с одаренными детьми.

В мастер-классе педагог корректирует творчество ребенка с позиции более опытного профессионала, не навязывая свою точку зрения, но давая дополнительный объем сведений, тем самым, обогащая взгляд обучающихся на изготовление изделия. Это касается и техники выполнения, и осмысления выразительных средств, используемых автором.

Участие обучающихся в мастер-классе дает большие возможности для развития одаренного ребенка. Выступление обучающегося на мастер-классе является особой формой, т.к. это не обычное занятие, а занятие-сотворчество, стимулирующее саморазвитие ребенка.

Работа с одаренными детьми требует от педагогов чуткости, мобильности и поиска нестандартных форм работы. Общение ребенка с педагогом, как с личностью, поможет ему определиться в жизни, в будущей профессии.

Цель занятия: создание возможностей для полноценного проявления и развития мастерства детей на занятии декоративно-прикладного творчества в форме мастер-класса.

Тип занятия - формирование новых знаний и умений. Структура представлена 3 частями: ознакомление с новой формой проведения занятия в виде мастер-класса под руководством детей, материалом, практическая работа, подведение итогов. Занятие целостное, итоги подводятся в форме коллективного обсуждения работ.

Представленное занятие с элементами мастер-класса - это диалог, размышление и творческий поиск. Диалог между детьми и педагогом. Диалог между юными творцами и их размышления над вопросом: с какой позиции создавать новые идеи, образы, изделия?

Содержание занятия способствует развитию мышления обучающихся для решения поставленных задач. Предложенные практические задания способствуют закреплению материала, развитию творческого мышления детей. В работе используются следующие методы: беседа, объяснение, демонстрация образцов, работа с книгой, технологическими картами.

На занятии обучающиеся учатся сами вести образовательную деятельность со своими сверстниками по теме: «Аксессуары». Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Основная часть занятия проходит в малых группах или индивидуально (практические занятия).

Цель педагога - создать атмосферу творческого поиска и подвести учащихся в ходе совместного обсуждения, рефлексии, анализа, самостоятельных рассуждений к ответу на вопросы:

Какой ответный отклик вызовет моя творческая мысль?

Принесёт ли идея радость или счастье людям?

Разработка учебного занятия на тему:

«Минуты творчества детей – изготовление аксессуаров»

 

Цель: создание условий для мастерства и распространения опыта обучающихся на занятии, изготовление технологической разработки – аксессуар обучающимися (в роли «Мастера») со своими сверстниками.

Задачи:

  1. Познакомить с формой работы (мастер-класс) для детей.
  2. Развивать эстетический вкус и творческие способности детей.
  3. Выполнить изделие под руководством наставника-ребенка.

Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения занятия в форме мастер-класса с применением методов активного обучения, работа в группах.

Форма организации занятия: работа в малых группах.

Методы обучения: беседа, практические методы, методы проблемного обучения.

Наглядные пособия: технологические карты, журналы.

Инструменты: ножницы, иглы, линейка, сантиметр, карандаши.

Материалы: цепочка, нитки для вышивки «мулине» разного цвета, проволока, бусины; акриловые граненные бусины диаметром 6 мм, крупные акриловые бусины диаметром 12 мм, вощеный шнур розового цвета, два металлических закрепителя для нитей, металлическое колечко диаметром до 5 мм, замок для бус «карабин».

План занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Сообщение темы, цели и задач занятия.

3. Актуализация опорных знаний.

  1. Практическая работа.
  2. Организация выставки аксессуаров, выполненные обучающимися на занятии.
  3. Итог занятия.
  4. Рефлексия. Экран настроения.
  5. Уборка рабочего места.

Ход занятия

1. Организационный момент

Подготовка кабинета к работе, проверка готовности обучающихся к занятию, включение обучающихся в деловой ритм.

2. Сообщение темы, цели и задач занятия

Педагог: «Два мира есть у человека –

Один, который нас творил;

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

(Н.Заболоцкий)

Педагог приветствует присутствующих, озвучивает тему занятия.

«Здравствуйте, девочки, тема нашего занятия «Минуты творчества детей – изготовление аксессуаров» и пройдет оно в форме мастер-класса».

Педагог представляет девочек, которые занимаются по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Стиль». В практической части занятия девочки – помощницы проведут мастер-класс по изготовлению аксессуаров для своих сверстников.

Первый мастер-класс: браслет из шнура и бусин.

Второй мастер-класс: пояс с использованием ниток мулине.

3. Актуализация опорных знаний

Педагог предлагает повторить пройденный материал. Вопросы для повторения:

- определение понятия «аксессуар».

Аксессуар - слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету.

Вопрос: Какие вам знакомы аксессуары?

Правильно: их очень много, у каждого есть определенное предназначение.

Бусы, ожерелья, шарфы, ремни, косынки, часы, сумки и др. – вот неполный перечень аксессуаров.

Вопрос: какие же задачи решает добавление аксессуаров к костюму?

  • эстетическую;
  • защиту от непогоды;
  • удобство.

Вопрос: что же относится к аксессуарам костюма?

«Всё перечислить, наверное, невозможно, потому что с течением времени и под влиянием моды одни аксессуары исчезают совсем. Например, блохоловка.

Роскошная куница - красиво и богато, не так ли? Да не в том дело! Это типичный для XVI века блошиный мех. Чучела куниц, соболей и ласок притягивали к себе блох - бич не только простолюдинов, но и знатных дам.

Блошиный мех носили через плечо, внутри была пропущена золотая или серебряная цепочка, за которую чучелку удобно было держать, чтобы не соскользнула. Время от времени меховушку выносили на улицу и вытряхивали набившихся туда насекомых. Блошиный мех старались украсить. К примеру, герцогиня Феррарская получила в подарок от мужа соболя - блохоловку с золотой головой и алмазными глазками, с нашитыми 12 рубинами и десятками жемчужин. Во время энергичных вытряхиваний служанки растеряли все жемчужины, а через месяц и голова отлетела.

Кстати, меха для ловли блох носили дамы в Италии. А во Франции ни одна приличная женщина не появлялась в обществе без изящной коробочки - блохоловки с одной-единственной дырочкой сбоку. Внутрь капали мед, рассчитывая, что блохи соберутся туда, привлеченные сладким запахом.

Блохоловки исчезли навсегда. Другие аксессуары возвращаются и снова исчезают. Появляются и совсем новые.

Фантазии дизайнеров нет предела. Вот их последнее творение: украшение для глаз в виде бриллиантовой капельки, которая крепится к нижнему веку.

В словаре аксессуаров более 400 наименований, поэтому обо всех рассказать невозможно, а вот перечислить, что же не является аксессуарами мы с вами можем».

Педагог предлагает рассмотреть самые востребованные аксессуары и выработать основные принципы, по которым нужно подбирать их к костюму.

«Большая группа аксессуаров относится к украшениям.

Их мы будем изучать на отдельном занятии в своё время. Но основные принципы подбора украшений мы можем сказать сейчас.

  1. Украшений не должно быть много.
  2. Все выбранные украшения должны отвечать особенностям фигуры. Людям с короткой (недостаточно вытянутой шеей) нельзя носить короткие бусы, а только длинные, которые, заодно, придадут стройность фигуре. Правда, при условии, что ноги не слишком коротки; в этом случае надо отдать предпочтение бусам средней длины.
  3. В идеале украшения должны составлять комплект (или гарнитур), если такой возможности нет, то тогда они должны быть в одной цветовой гамме, и выполнены из одинаковых материалов».

К следующей группе аксессуаров относятся головные уборы. Показ иллюстраций.

«Головные уборы в прошлые времена были важной доминантой в образе костюма, но со временем подрастеряли свои позиции. Одним из видов головных уборов являются шляпы, этот важный аксессуар почти исчез из нашей жизни, а ведь с давних времён этот головной убор наделяли магическими свойствами - считали своего рода замещением «головы». На протяжении многих лет именно шляпа определяла статус человека, его положение в обществе. Слово шляпа фигурирует во многих крылатых выражениях, например, «всё дело в шляпе» относится к 16 веку. В те времена в России во время суда в шляпу клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кто вынимал нужный шарик.

Так как же правильно подобрать головной убор?

  1. Форма шляпы или шапки зависят от черт лица.
  2. При выборе головного убора обязательно учитывается рост, причёска и цвет волос.
  3. Головной убор должен по фактуре материалов и цветовому решению с другими элементами костюма, из которых сделаны аксессуары.

Практически те же принципы применяются при подборе обуви и кожгалантерейных изделий.

Понятия «аксессуар» мы повторили и рассмотрели некоторые из них, а сейчас мы с вами будем работать по группам, где девочки в роли «Мастера» проведут мастер-класс по изготовлению украшений».

4. Практическая работа.

Педагог предлагает обучающимся поделиться на две группы, каждая из которых будет выполнять аксессуар под руководством девочек в роли «Мастеров». Девочки раздают в своих группах технологические карты, где составлена пошаговая инструкция изготовления аксессуара.

Подготовка к практической работе: девочки собирают обучающихся у своих столов и показывают последовательность выполнения приемов аксессуара. Предупреждают обучающихся от возможных ошибок в работе и способы их устранения.

- Какие инструменты и материалы понадобятся? (ответы обучающихся)

Повторение правил техники безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами. Обучающиеся проверяют необходимые материалы и оборудование для изготовления аксессуара и отвечают на следующие вопросы:

Какие цвета наиболее полно гармонируют между собой?

Какие элементы декора необходимы, а от каких можно отказаться?

Практическая работа проходит в форме мастер-класса:

- Инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций.

- Оказание помощи учащимся, если затрудняются выполнить задание.

Во время практической работы педагог делает целевые обходы, контролируя выполнения учащимися изготовления аксессуара, соблюдения правил безопасной работы.

(Работа в группах, показ созданных работ и обсуждение результатов).

5. Организация выставки аксессуаров, выполненные обучающимися на занятии.

  1. Итог занятия.

Педагог подводит итоги занятия в форме ответов обучающихся на вопросы об основных принципах выбора аксессуаров:

- Следует сочетать не более 3 цветов.

- Несоответствие материалов и стилей, из которых сделаны аксессуары.

- Ни один аксессуар не должен резко доминировать над остальными элементами одежды, и уж тем более над вашим лицом.

  1. Рефлексия.

«Умение носить аксессуары - искусство, а умение подбирать - талант!». Кристиан Диор

Результатами занятия с элементами мастер-класса «Минуты творчества детей – изготовление аксессуаров» стали следующие достижения обучающихся:

- получение опыта творческого самовыражения;

- расширение границ творческого потенциала детей;

- вера в себя и свои творческие возможности, новый аксессуар в своем гардеробе.

  1. Уборка рабочего места

Список используемой литературы:

  1. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 448 с.
  2. Ермилова В.В. Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство; Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.: ил.
  3. Пармон Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985. – 264 с.: ил.
  4. Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323 (дата обращения: 15.04.2017).
Категория: Мои файлы | Добавил: vladigor
Просмотров: 176 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
Phone: 8 39031 2 26 64 Email: kornilova_dina@mail.ru
Республика Хакасия
г. Черногорск
ул. Чайковского, д. 7